Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
В нынешнем году я наконец-то побывала на постоянных экспозициях Томского областного художественного музея (ТОХМ). Все благодаря дождливой погоде, которая была несколько дней. Надо сказать, что и сам музей находится в очень красивом историческом здании.
Постоянные выставки состоят из нескольких экспозиций. В данном альбоме я покажу лишь две части этой коллекции. Русское искусство я выделю в отдельный альбом.
«Западноевропейское искусство XVI–XX веков».
История формирования коллекции западноевропейского искусства характерна для удаленных от центра городов. Художественные ценности, как правило немногочисленны, а произведения европейских художников случайны и единичны. В Томске первые сведения о них хранит каталог «Выставки произведений старых мастеров», организованный Сибирским Обществом больным и раненым в 1916 году. Творчество европейских мастеров представлялось в основном копиями Рубенса, Рафаэля, Йорданса и др. Оригинальные работы были у состоятельных томичей, известно, что при создании картинной галереи Советской властью в 1918 году многие произведения искусства были изъяты. До сих пор неизвестна, например, судьба трех картин европейских мастеров изъятых у А. Королевой.
В начале 1920 года собирательной деятельности способствовала организация художественного отдела в составе краеведческого музея.
Из коллекции А.Фуксмана поступил «Портрет Терезы Лангендри» 1818 год, автор из Бельгии И.Брис. Работа этого художника является единственной в отечественных музейных собраниях . Предполагается, что картина вывезена во время русского похода на Париж, в монастыре, где она была настоятельницей были и русские раненые. В 1887 году на обратной стороне картины появляется подпись князя Милорадовича, который узнав кто изображен на картине предлагает вернуть ее в Брюссель. Каким образом эта уникальная картина появилась в семье Томских купцов неизвестно. Ее сдали в комиссионный магазин в 1926 году, а на обороте «Ан. Фуксман».
Коллекция пополнилась и работами томского художника Казимира Зеленевского, когда представитель Парижской школы был на Родине в 1917—1918 гг. Казимир Зеленевский, как не трудно догадаться, родился в Томске в семье соссланного за участие в польском восстании 1863—1864 гг. Казимир учился в ркальном училище, и даже принимал участие в революционных событиях 1905—1907 гг., затем бежал за границу, учился в Европе. В 1917 году организовал в Томске три персональные выставки. В настоящее время в коллекции музея 26 его работ.
Определяющим стал и тот факт, когда в 1920–1930 годах из национализированных частных столичных коллекций конфисковывались произведения искусства и делились с провинцией. Некоторые из представленных раньше принадлежали кн. Гагариным, К. А. Брокар, А. В. Власова и других.
Активизировалась работа уже в восьмидесятые годы прошлого века. Наиболее значимым стало появление картин «Монастырский дворик в Палермо» Т.Дюклера, «На пашне» Р.Бонер, представителей французской школы, «Лесистое ущелье» Ю.Розе- немецкой школы. Небольшая коллекция западноевропейского искусства-результат подвижнической деятельности нескольких поколений ее сотрудников.
«Иконопись XVII–XX века».
Что касается этой коллекции, то основная ее часть состоит из икон поступивших из разрушенных и закрытых храмов Томска в 1920—1930 гг. Некоторые частные коллекционеры передавали свои старинные иконы в музей новой власти.
В восьмидесятые годы коллекция музея пополнилась покупками икон у частных коллекционеров и аукционах, несколько икон были куплены в антикварных магазинах Москвы. В настоящее время около трехсот произведений иконописи в коллекции музея.